ПРИКЛАДНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

1. Если врач назначил вам лекарство, которое есть в перечне Территориальной программы ОМС, вам оно положено бесплатно. При отсутствии его в больнице вы можете приобрести в аптеке нужное лекарство, но обязательно попросите и сохраните не только кассовый, но и товарный чек с полным перечнем приобретенных средств. После выписки из больницы обратитесь в страховую компанию для возмещения понесенного ущерба «Основные права пациентов больниц и поликлиник»[5]. 

В соответствии с пунктом 3.4 Постановления Правительства Москвы от 28 декабря 2011 г. N 661-ПП «О Территориальной программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи в городе Москве на 2012 год» [6]:

В рамках Территориальной программы ОМС застрахованным по ОМС в амбулаторно-поликлинических, больничных учреждениях и других медицинских организациях, включенных в Реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, оказывается первичная медико-санитарная помощь, включая профилактическую и неотложную медицинскую помощь, специализированная, за исключением высокотехнологичной, медицинская помощь, предусматривающая также обеспечение необходимыми лекарственными средствами в соответствии с законодательством Российской Федерации и правовыми актами города Москвы.

2. В случае если ваше заболевание было отнесено к категории заболеваний «Системные хронические тяжелые заболевания кожи», то, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.07.1994 N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" при амбулаторном лечении лекарственные средства и изделия медицинского назначения вам отпускаются по рецептам врачей бесплатно. [7]

C жалобой на качество лечения и поведение медицинского персонала больницы или поликлиники вы можете обращаться:

1. К руководству данного лечебного заведения;

2. В страховую компанию, которая обязана не только организовывать вам медицинскую помощь, но и контролировать ее качество. Телефон страховой указан на вашем полисе ОМС. Страховая компания в случае вашей жалобы обязана провести экспертизу качества медицинской помощи, организовать для вас консультацию независимого специалиста, дать вам направление в другую больницу или поликлинику;

3. Если страховая компания пытается замять вашу жалобу и ничем вам не помогает, обращайтесь в территориальный Фонд ОМС или в Департамент здравоохранения;

4. Если же эти действия не принесли результата, вы можете обратиться «в соответствующие профессиональные медицинские ассоциации либо в суд.

На практике все стоит делать несколько иначе. Как ни печально, но ваше главное оружие — это крепкий скандал. К вежливым тихим пациентам в больницах относятся не то, чтобы хуже — их просто не замечают. Скандальных — не любят, но побаиваются. В конце концов, людей, способных постоять за себя, не так много — поэтому врачам проще пойти им на встречу, чем потом расхлебывать последствия многочисленных жалоб. Особенно эффективно — звонить с жалобой в страховую в непосредственно в присутствии лечащего врача или завотделением. Как правило, после этого ситуация резко меняется в лучшую сторону.

Не бойтесь жаловаться — сейчас в системе здравоохранения периодически проходят плановые чистки, и врачи их очень боятся.

Не умеете или не можете скандалить сами — привлекайте родственников. Вообще, родственники, особенно громогласные, дотошные, постоянно интересующиеся у врача вашим здоровьем — это реальная сила. Особенно если пациент серьезно болен и беспомощен.

Однако, затевая скандал, хорошенько подумайте: действительно ли врач не выполняет своих обязанностей? Или вам просто так показалось? Не придирайтесь по мелочам — вот это как раз даст обратный эффект. Но если речь идет о вещах серьезных — не бойтесь постоять за себя!

Ссылки:

  • 1.Конституция РoссийскойФeдерации
  • 2.Сайт oбщероссийской общественной организации "Лига защитников пациентов": http://www.ligap.ru/questions/prav/istocsniki/
  • 3.Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. № 5487-1
  • 4.Федеральный закон Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»
  • 5.Основные права пациентов больниц и поликлиник  http://www.molnet.ru/mos/ru/n_78/o_19905
  • 6.http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70014730/
  • 7.http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=35503